Судебная реформа 1864 г., проведенная Александром II, существенно изменила основные направления многосторонней деятельности прокуратуры: от всеобщего блюстителя законности к выполнению одной основной функции – обеспечения уголовного преследования на следствии и в суде («обличения обвиняемого перед судом»).
Прокурорский надзор осуществлялся «при судебных местах» – при уголовных судебных палатах (на одну или несколько губерний) и при окружных судах соответственно обер-прокурорами, прокурорами и их товарищами под общим руководством министра юстиции – генерал-прокурора.
К полномочиям прокуроров было отнесено наблюдение за работой судебных следователей, присутствие при производстве отдельных следственных действий, право давать необходимые указания об их проведении, контроль за обоснованностью ареста обвиняемых и некоторые другие функции.
По окончанию следствия прокурор, на основе поступивших к нему от следователей материалов, составлял обвинительный акт и поддерживал обвинение в суде. Оценивая приговор суда, имел право на принесение кассационных и апелляционных протестов.
 
Советский период истории прокуратуры начался с ее ликвидации. Декретом «О суде» № 1 от 27 ноября 1917 г. ранее существовавший институт прокурорского надзора был упразднен и до 1922 г. некоторые функции прокуратуры осуществлялись в рамках Наркомата юстиции РСФСР.
20 июня 1933 года постановлением ЦИК, СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР. Хотя в республиках прокуратуры еще три года оставались в системе народных комиссариатов юстиции, все прокурорские органы Советского Союза оказались объединены под единым оперативным руководством. 
Декретом ЦИК от 26 января 1925 года было утверждено «Положение о Северо-Кавказском крае с центром в г. Ростов-на-Дону». В 1934 году из него выделился Азово-Черноморский край, при разделении которого в 1937 году был образован Краснодарский край и создана прокуратура Краснодарского края.
 
Примерно в это же время начали формироваться существующие до настоящего времени территориальные прокуратуры, в том числе прокуратура Каневского района.
До середины 1941 года с учетом сложившейся политической обстановки деятельность прокуратуры была направлена на выявление преступлений, связанных с подготовкой восстаний на Кубани в случае нападения Германии на СССР. 
Вторая половина 1941 года проходила в условиях угрозы перенесения военных действий на территорию Краснодарского края. В связи с этим значительно сократились сроки следствия: если в первом полугодии дела расследовались в срок от 2 до 6 месяцев, то во втором основное количество дел было расследовано в срок от 3 до 20 дней.
В 1942 году приоритетным направлением деятельности прокуратуры Каневского района были вопросы, связанные с обеспечением исполнения решений исполкомов райсоветов в сфере сельского хозяйства, в том числе по заготовке и вывозу сельскохозяйственных продуктов, снабжению топливом школ и больниц и т.д.
Так, по результатам проверки прокуратурой района установлено, что по состоянию на 01.02.1941 Каневской район выполнил годовой план хлебопоставок на 90%, сдал 200 тонн зерна – 6% от плана. В отчете отмечалось, что местные партийные организации не руководили колхозами диференцированно и не сумели своевременно вывезти хлеб из группы колхозов, принадлежащих Привольненской машинно-тракторной станции.
5 февраля 1943 года Каневской район был освобожден от немецкой оккупации, прокуратура района возобновила свою деятельность.
Согласно штатному расписанию в прокуратуре Каневского района в период 1943-1947 годов значились следующие должности:
- прокурор (оклад 1000 рублей)
- помощник прокурора (оклад 700 рублей)
- следователь (оклад 700 рублей)
- секретарь (оклад 200 рублей)
- курьер-уборщица (оклад 55 рублей)
- конюх (оклад 125 рублей)
После освобождение Краснодарского края и, в частности, Каневского района возник целый ряд задач, решение которых требовало вмешательства прокуратуры.
Местные органы стали игнорировать законы в области личных и имущественных прав граждан, начались массовые незаконные обыски у населения с изъятием имущества у семей репрессированных до суда граждан, а порой и у законопослушных жителей.
В связи с чем перед прокуратурой района стояли важнейшие цели: 
1. Обеспечить быструю и правильную репрессию к изменникам родины и иным ставленникам врага.
2. При восстановлении органов Советской власти  обеспечить строгое соблюдение законов.
3. Путем применения уголовной репрессии к саботажникам обеспечить сдачу трофейного имущества в соответствии с постановлением ГОКО от 16.01.1942 «О сдаче трофейного оружия».
4. Правильным применением предоставленных прокурору прав помочь советским органам провести сбор хлеба в фонд Красной Армии в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 06.03.1943 г. «О создании хлебного фонда Красной Армии».
5. Путем борьбы с лицами, противодействующими весеннему севу, помочь выполнить план весеннего сева.
6. Обеспечить охрану прав граждан и, в особенности, семей военнослужащих в соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помои семьям военнослужащих».
7. Обеспечить охрану социалистической собственности.
В целях выполнения поставленных задач в мае 1943 года прокуратурой Каневского района возбуждено одно из 23 уголовных дел по Краснодарскому краю по факту сокрытия от сдачи трофейного имущества в отношении бригадира колхоза «Большевик», который в период немецкой оккупации вывез из колхозных амбаров 50 мешков ячменя и не вернул их после освобождения района от захватчиков. Приговором Военного трибунала виновный был осужден к 1 году исправительных трудовых работ.
Осенью 1943 года прокуратурой Каневского района было возбуждено уголовное дело по ст. 109 УК СССР комбайнер машинно-тракторной станции, который, преступно относясь к уборке зерновых культур, допустил огромную утечку зерна в полову (на площади 32 га потеря составила 32 ц), за что был впоследствии осужден к 2 годам лишения свободы.
 
С момента учреждения прокуратуры СССР должность прокуроров Каневского района занимали:
Кравцов Михаил Васильевич (1938 г. – 1943 г.)
Молев Филипп Григорьевич (1943 г. – 1944 г.)
Шашлов А.Б. (1955 г.)
Рябков Киприан Петрович (1976 г. – 1988 г.)
Сухинин Юрий Александрович (1988 г. – 1989 г.)
Токарев Геннадий Николаевич (1990 г. – 1991 г.)
Голдобин Анатолий Алексеевич (1991 г. – 1995 г.)
Леонов Василий Васильевич (1996 г. – 1999 г.)
Пономаренко Сергей Максимович (1999 г. – 2009 г.)
Теремецкий Владимир Андреевич (2009 г. – 2016 г.)
 
Предназначение современной прокуратуры — показывать государству и обществу правовой путь устранения нарушений закона, вовремя ставить вопрос об ответственности виновных лиц. 
Будучи законодательно независимой от органов государственной власти и должностных лиц при осуществлении надзорных полномочий, сама не являясь органом управления, прокуратура, обладая широчайшей информацией о состоянии законности во всех сферах общественных отношений, и сегодня способна оказывать существенное влияние на все ветви власти. Прежде всего, максимальной публичностью своей деятельности, постоянным информированием о состоянии законности на поднадзорной территории, а также конкретными значимыми актами прокурорского реагирования; анализом действующих законов на предмет коррупционности, инициированием принятия новых правовых актов.